Есть масса профессий, которыми сегодня можно овладеть легко и быстро: к этому располагают и сами профессии (они носят прикладной, практический характер, им можно обучиться на практике), и технологии (платформы для обучения, онлайн-университеты). Но есть профессии, в которых фактор времени имеет большое значение. Например, нельзя стать юристом после 3-месячных курсов. Для этой профессии важна база: понимание юриспруденции как системы, стиль мышления, позволяющий увидеть оптимальное решение там, где действующие факторы, казалось бы, сплелись в безнадежный клубок.
Команда Trud.com пообщалась с юристом, который с детства знал, что станет юристом. От детских наивных представлений о призвании к той точке на жизненной карте, в которой он находится сейчас, Дмитрий прошел длинный путь, и это было движение по спирали: с возвращением к знакомой профессии, но уже в новом качестве. Как стать хорошим юристом? Как разумно распорядиться опытом, который преподносит жизнь, и превратить его в инвестицию? Идеями и советами делится управляющий партнер адвокатского бюро CTL, руководитель антимонопольной практики, адвокат Дмитрий Кудрявцев.
Профессия, которая вошла в жизнь сама
«Мой путь в профессию был и простым, и сложным одновременно.
Моя бабушка была адвокатом, поэтому я с детства много знал о юридических профессиях. У нас дома бывали и адвокаты, и судьи. Я слушал их разговоры, рассуждения о делах и разных ситуациях и меня это завораживало. Я читал лежащие на подоконнике бабушкины дела, просматривал кодексы; мне всё это было интересно.
Как-то само собой стало понятно, что я буду поступать на юрфак, что я и сделал в 1996 году. Период конца девяностых был временем, когда хотелось и «моглось» зарабатывать деньги. Мы с моим однокурсником, ещё во время учёбы, решили создать общественную организацию – Некоммерческий фонд «Правосознание». Фонд занимался оказанием правовой помощи гражданам. Мы проводили семинары, лекции для малоимущих, руководителей коммерческих организаций, учреждений. В попечительский совет фонда мы приглашали чиновников, представителей крупных компаний и других, заметных в городе, лиц. Это позволяло нам добывать ресурсы для деятельности фонда, но, что важнее, мы получили обширные связи, которые очень помогли нам в будущем. После окончания юрфака я почти сразу сдал экзамен на адвоката, но, как показала жизнь, тогда это было не совсем моё. Я поработал адвокатом 3,5 года и ушёл, занявшись бизнесом. В тот момент мне казалось, что это более интересно и перспективно.
Коммерческая жилка: пробы, повороты, выводы
За время моей работы в коммерции я занимался самыми разными направлениями. Несколько лет мы с партнёром занимались девелопментом, приобретая земли, меняя их категории и организуя коттеджные посёлки, продавая участки и дома. Эта тематика была востребована до 2008 года, когда, в результате изменения цен, возник избыток предложений.
Следующим этапом был опыт по организации авиа- и железнодорожных касс, в период, когда билеты ещё не покупали в интернете. Тогда для того, чтобы продавать железнодорожные билеты, на которые был огромный спрос, нужно было физически протянуть специальный кабель для передачи сигнала от места продаж до Витебского вокзала. У нас была довольно большая сеть таких касс, успешно работавшая до 2010 года, когда, в связи с внедрением интернет-продаж, такого рода услуги стали нужны всё меньшему числу потребителей.
Снова университет
В 2003 году я понял, что мне для работы не хватает знаний в сфере экономики, и пошёл получать второе высшее образование на экономический факультет Политеха (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – прим. ред.). Конечно, второе высшее образование по глубине и качеству не может и близко сравниться с первым очным, но всё же определённые, в первую очередь, прикладные знания, я получил.
Примерно к 2010 году несколько моих друзей и знакомых работали в сфере государственного заказа, и у них постоянно возникало огромное количество вопросов правового характера. Тогда мало кто понимал, что такое ФАС (Федеральная антимонопольная служба – прим. ред.), как проходят закупки, как в них участвовать, и на что можно жаловаться. Так получилось, что раз за разом знакомые обращались ко мне, зная, что я юрист. Постепенно я окунулся в эту сферу с головой. В скором времени я стал директором и учредителем консалтинговой компании, оказывающей услуги участникам рынка госзаказа.
Рынок правовых услуг в этой сфере в то время был крайне мал и узок. За очень короткое время мы получили огромное количество клиентов. Задач было столько, что сотрудники не успевали справляться с работой в пиковые нагрузки и работали даже по ночам. Из-за того, что было столько работы, мы автоматически были на острие практики ФАС, что, в силу специфики этой отрасли права, является важнейшим конкурентным преимуществом. Ведь то, что было верно три месяца назад, сейчас уже может утратить актуальность, и, если ты не вращаешься в этой среде каждый день, ты просто не можешь уследить за нюансами. На первых этапах основным органом, где мы отстаивали интересы доверителей, было УФАС по Санкт-Петербургу, в дальнейшем мы работали в других регионах страны.
В последние годы мне стал более интересен пласт работы, связанный с судами. Это не только сама сфере закупок, но и законодательство о защите конкуренции и другие антимонопольные правоотношения. Мне стало ясно, что нужно снова получить статус адвоката, так как для работы в судах он более удобен. Пришлось повторно сдать экзамен для получения статуса. Надо сказать, что порядок сдачи экзамена существенно изменился, всё стало намного сложнее. Но преимуществом сдачи экзамена не сразу после ВУЗа, является то, что на многие вопросы, даже не зная точного ответа (например, по тем отраслям права, в которых не специализируешься), часто можно ответить, имея жизненный опыт и широкие знания в смежных отраслях права.
Рождение бизнеса в сложное время
В 2020 году мы вместе с партнёрами открыли Адвокатское Бюро «CTL», основными практиками которого стали антимонопольная сфера, вопросы налогообложения и уголовные дела в сфере предпринимательской деятельности, т.е. те вопросы, которые волнуют большинство предпринимателей, работающих в сфере закупок.
Год для открытия бюро выдался, конечно, очень непростой. Когда мы собрались начать работу, был ещё февраль-март и никто даже не мог представить, что нам готовит 2020-тый. Но, вопреки многим прогнозам о том, что скоро весь бизнес рухнет, а, значит, и юридические услуги будут никому не нужны, год прошёл для нас неплохо. Как мы и надеялись, наши клиенты, как думающие люди, в период сложностей, не стали отказываться от правовой помощи, так как она, зачастую, помогает сохранить то, что имеешь, и получить дополнительный доход. Да, часть наших доверителей существенно потеряли объёмы в этом году, но с рынка не ушел никто.
Опыт удаленки
В период «нерабочих дней» мы трудились из дома, а с середины мая, когда вновь начали работать суды и ФАС, задач существенно прибавилось. Интересно было участвовать в заседаниях ФАС онлайн, когда не только участники дела, но и члены комиссии находятся дома. Кто-то сидит на кухне у холодильника, кто-то на диване под ковром, кто-то – в машине…
Со временем система работы стабилизировалась, и лично я очень доволен возможностью онлайн рассмотрений дел в ФАС и судах. Это позволяет существенно экономить время и оказываться в разных концах страны в один день. Нередки дни, когда, например, в 8 утра я в суде на Алтае, в 10 в ФАС Санкт-Петербурга, в два часа дня – суд в Калининграде, а потом ещё два заседания в УФАС в Москве.
В целом, я считаю, что я закономерно вернулся в профессию. Я всегда был юристом. Даже занимаясь бизнесом, я прорабатывал все вопросы с правовой точки зрения, у меня мышление и взгляды всегда были такими, какие свойственны людям, работающим в правовой сфере. А главное – мне это нравится. Нравится искать что-то новое в практике, нравится доказывать свою позицию в суде или на комиссии ФАС, нравится разрабатывать модели поведения в рамках переговоров.
Сфера закупок – одна из самых живых из всех отраслей права. Тут всё меняется каждый день, и очень большое значение имеет практика контрольных органов. Законов очень много, но они сложны, запутаны и неоднозначны. Ответы на многие вопросы появляются только в процессе правоприменения.
Мне кажется, я выбрал для себя интересную тематику, которая не даёт скучать, мозг всегда должен работать и впитывать новое. Не раз приходилось самим формировать практику, когда обжалуешь какое-то решение ФАС с целью получения прецедента, доходишь до Верховного суда и закрепляешь позицию. Часто даже не так важно, какая позиция верна, твоя или оппонента, важно, чтобы она была стабильна. Чтобы при возникновении схожей ситуации ты знал, как действовать правильно, с точки зрения закона, так как на эту тему уже есть позиция Верховного суда, которой нужно следовать».