Когда соискатель вошел в кабинет, на него уставилось пять пар глаз, кто-то вдохнул и забыл выдохнуть, а Мария Ивановна звонко уронила ложечку.
Подходя к столу эйчара, соискатель одеждой, похожей то ли на робу, то ли на пончо, зацепил тумбочку. При каждом его шаге что-то звякало. «Бубен?» – подумал эйчар.
– Здравствуйте, Великий Шаман, – эйчар улыбнулся, кивнул головой, сделал попытку протянуть руку для приветствия, помялся и добавил. – Спасибо, что приняли наше приглашение прийти на собеседование.
Шаман кивнул и ответил взглядом. Эйчар почему-то подумал, что лучше бы он взял на сегодня отпуск или заболел.
– У Вас очень интересное резюме, – эйчар покрутил в руках странный предмет, сплетенный из лозы, с прикрученными перьями, пришитыми монетами, обмотанный какими-то лоскутками и другими загадочными штуками. – И сколько лет Вы… э-э-э-э… практикуете?
– В этой мандале есть ответы на все вопросы – нужно лишь уметь вопрошать и слушать, – ответил шаман.
– М-м-м, – сказал эйчар и приложил магический предмет к уху. Он понимал, что это выглядит глупо, и пребывал в растерянности. Предмет молчал и сведениями по поводу профессионального опыта шамана делиться не собирался.
– Ну-у-у, будем считать, что с резюме разобрались, рекомендации у Вас превосходные. А можете сказать, что в Вашей практике было самого чудесного? Ну, что-то такое, с чем не справился бы другой шаман, кроме Вас?
Шаман прикрыл глаза и пошевелил ноздрями. Потом подался вперед и посмотрел эйчару прямо в глаза.
– Полгода назад один из ваших сотрудников отправил на учебу за границу жену, за счет компании, воспользовался служебным положением. Вот Вы – знаете, кто это сделал?
Эйчар побледнел, его глаза забегали.
– Другой ваш сотрудник регулярно забирает домой казенные канцтовары, чтобы не покупать их для детей-школьников. Еще один сотрудник раз в полгода «болеет» – берет на две недели больничный у знакомого врача и устраивает себе отпуск. Кое-кто регулярно спихивает задачи на молодого отзывчивого коллегу – лень делать самой. А одна милая особа крутит роман с женатым сослуживцем.
Эйчар замер, как суслик – с прямой спиной и напряженными ушами.
Зато его коллеги вдруг оживленно занялись делами. Кто-то рылся в документах, кто-то срочно начал звонить по телефону, кто-то сосредоточенно уставился в монитор. Все резко потеряли к шаману интерес и сконцентрировались на работе. Только Ниночка грустно смотрела в одну точку; было видно, что у нее покраснели ушки, и в глазах блеснула слезинка.
– А Вы какую зарплату хотите вообще? – пришел в себя эйчар.
– Мне много не нужно. Хватило бы на хлеб, горячий суп да еду для моих оленей.
– Ну Вы понимаете, у нас же бюджет, у компании не лучшие времена… – под взглядом шамана эйчар осекся.
– Ага, – сказал шаман и доверительно улыбнулся. – Бюджет.
– Зато у нас соцпакет! Мы оплачиваем больничный! – обрадовался эйчар и так же быстро сник, поскольку крепкая фигура шамана громко выражала скепсис по поводу больничного.
Эйчар ощутил невероятную усталость.
– Может, у Вас есть вопросы ко мне?
– Конечно, есть. – И шаман снова подался вперед, чтобы оказаться с эйчаром лицом к лицу. – СКОЛЬКО АПЕЛЬСИНОВ ПОНАДОБИТСЯ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ СОК ДЛЯ ВОДОЛАЗОВ, КОТОРЫЕ ОПУСКАЮТСЯ НА ГЛУБИНУ БОЛЬШЕ ПЯТИСОТ МЕТРОВ, ЕСЛИ АПЕЛЬСИНЫ НЕСПЕЛЫЕ, А 60% ВОДОЛАЗОВ БОРОДАТЫ?
У эйчара перед глазами пошли круги.
Сколько раз он задавал каверзные вопросы соискателям и с удовольствием наблюдал панику в их глазах. Когда они начинали метаться, пытаясь ответить что-то невразумительное, эйчар смотрел на них снисходительно, как заносчивый учитель взирает на детей, не способных справиться с простейшей задачей.
«Апельсины… недозрелые… а у водолазов бороды…», – играла шарманка в его голове и кровь пульсировала в висках.
– На, съешь конфетку, – шаман порылся в складках одеяния и достал оттуда шоколадный батончик.
Эйчар машинально разорвал упаковку и откусил кусочек. Из оставшейся части батончика вылетела бабочка и уселась на офисную герань.
– Мне пора в отпуск, – сказал эйчар, не сводя глаз с бабочки. – Или я пойду в таксисты.
– Это можно, – сказал шаман. – Только, сидя за баранкой, помни, что не важно, кто ты по профессии. Важно – трудиться для людей, их пользы, и трудиться честно, чтобы совесть была спокойна, и душа улыбалась. А кто ты – эйчар или таксист – не имеет значения. Или шаман, допустим… И соискатель – он хоть и соискатель, но тоже человек. Ну что, возьмете меня на работу?
В комнате воцарилось напряженное молчание, кто-то тяжело засопел.
– Да ладно, я и сам не пойду. Мне воздух нужен, небо. Опять же, оленей не на кого оставить. Кстати, водолазы не любят апельсиновый сок. Исключительно гранатовый, и чтобы он был выжат на рассвете под пение дроздов. А ты не знал?